Когда и почему Шакспир стал Шейкспиром

Для понимания происходившего в этой нелицеприятной истории необходимо держать в памяти одну дату – 1623 год, год публикации 1-го Фолио, иначе говоря, первого достаточно полного издания произведений, подписанных именем автора – Mr. William SHAKESPEARES. Из 36 пьес 18 печатались и раньше, причём авторство их часто не указывалось. Остальные были не только опубликованы впервые, но и объединены одним авторством.

Я здесь не стану подробно останавливаться на загадках, вплетённых в издание 1-го Фолио, среди которых главной, несомненно, является «портрет Шейкспира», у которого почему-то обе руки и оба глаза – правые, голова слишком большая и словно отрезана необычным для того времени и также ассиметричным воротником от туловища, а с левой стороны у уха видна «двойная» шея, намекающая на надетую вместо лица маску. Видимо, не зря Бэн Джонсон, автор посвящения на противоположной странице, обращаясь к читателю, просит его в последней строчке look not on his Picture, but on his Book (т.е. «смотрите на его книгу, а не на портрет»). Нажмите на картинку и посмотрите в увеличенном формате сами.

 

Интересно другое.

 

 

Уильям Шекспир (или даже Шакспёр - Shaksper) умер в Стратфорде-на-Эйвоне за семь лет до этого, в 1616 году. Будучи человеком безграмотным, как его родители, дети и даже внуки, оставив за всю жизнь 6 неразборчивых подписей (причём разных и наводящих на мысль о том, что, особенно в случае с подписями на страницах завещания, кто-то другой водил его слабой рукой) и мелочным (он так и не отдал долг жены в 41 шиллинг, которые та набрала за годы его мытарств по Лондону) Уильям всё же преуспел в коммерции в деревенских масштабах настолько, что ко времени издания 1-го фолио в стене местной церкви Св. Троицы прихожане могли видеть его бюст, неизвестно когда и кем созданный. Осталось, правда, описание современника и довольно детальная зарисовка самого памятника: суровый усатый крестьянин прижимает к пузу своё главное достояние – мешок с зерном. Современником этим был сэр тоже Уильям Дагдейл, который в 1656 году опубликовал описание надгробия в своей книжке «Уорикшир», посвящённой вовсе не Барду, о связи которого со Стратфордом никто тогда не догадывался, а описанию достопримечательностей графства.

Сегодняшний памятник выглядит совершенно по-другому. Хотя все надписи – на доске под ним, и на камне на полу – остались такими же. Кстати, камень, считающийся надгробным, вообще имени покойного не упоминает, а тот, что на стене, называет его не Шейкспиром, а Шакспиром (Shakspeare). Нынешний вариант появился через сто с лишним лет после оригинального, в 1748 году. Сторонники мифа о том, что безграмотный Шакспир – это и есть Шейкспир, разумеется, называют это «реставрацией» (вероятно, по образу и подобию кранов, расставлявших в пустые лунки бетонные глыбы в 1956 году, если верить прекрасно сохранившимся фотографиям «реставрации» Стоунхенджа), а в англоязычной Википедии его автором указывается голландский скульптор Герарт Йанссен (он же Джерард Джонсон), приехавший в Англию в… 1567 году. Ну, вы меня поняли…

Как бы то ни было, даже после «реставрации», случившейся через 125 лет после публикации 1-го Фолио и через 132 года после кончины совсем не полного тёзки великого Барда, никакого ажиотажа даже в самом Стратфорде по поводу столь замечательного односельчанина не наблюдалось. Этим обстоятельством был несказанно огорчён знаменитый в то время лондонский актёр по имени Дэвид Гаррик. А время, кстати, было уже совсем недалёкое от нас – 1769 год. Гаррик произведения Шейкспира знал, любил и приехал на предполагаемую родину своего героя в надежде приобщиться к вечному. Но не тут-то было. Местные жители понятия не имели, кто такой Шейкспир. Не по театрам же им было разъезжать и уж точно не читать никому не нужные книжки.

Другой бы, вероятно, приуныл, но наш Гаррик, напротив, приободрился. Он понял, что наткнулся на золотую жилу…

 

Грязненькую деревеньку кое-как отмыли и почистили, и Гаррик стал проводить в ней «юбилеи» в честь возрождённой им «звезды». Хотя от семейства Шакспера не осталось и следа, был заново выстроен «дом Шейкспира», по сусекам найдена кое-какая мебель (весьма скудная и вневременная, о чём могу судить по собственным наблюдениям), были придуманы «сувениры» хранившие, вероятно, тепло рук великого Барда, а главное – открылись рестораны и пивнушки типа «У Шейкспира». Сам же Гаррик получил, точнее, создал себе не только вкусные проценты со всего происходящего, как устроитель, но и возможность играть на сцене главные роли. В Стратфорд потянулись туристы, ну, а остальное вы уже можете увидеть сами, если будет некуда девать лишней пары тысяч фунтов…

 

 

Кстати портрет Гаррика принадлежит кисти не кого-нибудь, а одного из самых знаменитых английских живописцев – Томаса Гейнсборо. 

Лично мне это всё напомнило даже не столько послевоенный Стоунхендж и даже не столько «великую» китайскую стену имени Мао Цзэдуна, сколько знаменитое и тоже китайское Терракотовое войско, «откопанное»... через год после сооружения в нескольких километрах от него небольшой фабрики по производству терракотовых фигур.

"Древние" терракотовые воины.

Автор на соседней фабрике...